13 февраля 2011 г.

Смазанность фотографии - откуда берется и как с ней бороться?

   Смазанность фотографии - явление с которым сталкиваются как фотографы-новички, так и профессионалы. Наверное многие, прочитав заглавие данной статьи, возразят "- какая смазанность, для чего ж тогда стабилизаторы изображения", и в принципе будут правы, однако на практике все не так просто. И все же, если иногда, этого явления добиваются специально, для реализации каких-то идей, то в большинстве случаев явление смазанности фотографии явление нежелательное, которое возникает по следующим причинам:

  • сотрясание камеры во время съемки, довольно распространенная причина даже на коротких выдержках (например в силу разных причин вы делаете кадр держа камеру на вытянутых руках, сотрясание камеры в момент спуска затвора неизбежно);
  • невозможность использования коротких выдержек (фотографирование закатов, восходов, макросъемка затемненных объектов – даже если вам кажется что камера оставалась неподвижной, при выдержке 1/10 с и больше, даже самый незначительный сдвиг способен привести к смазыванию кадра);
  • съемка с длиннофокусной оптикой.
   Считается, что среднестатистический человек с рук может сделать четкий кадр на выдержке вплоть до 1/30с. Однако на практике это получается не всегда.
    Благо сейчас практически все производители фотоаппаратов, оснащают свои творения стабилизатором изображения, и будь то оптический стабилизатор (подвижная линза в объективе), либо стабилизатор основанный на плавающей матрице или же цифровой стабилизатор, их задача стабилизировать незначительные сотрясения камеры и, тем самым, предоставить фотографу пару позиций выдержки.
    Однако нужно иметь совесть, не стоит надеяться на стабилизатор изображения, когда вы пытаетесь снять ночной пейзаж на выдержке в несколько секунд. Здесь на выручку фотографу приходят фото штативы. Штатив это довольно простой но необходимый аксессуар любого фотографа. Практика показывает, что рано или поздно штатив вам обязательно понадобится и спасет не один десяток отличных кадров, поверьте мне. К выбору штатива нужно подходить ответственно, однако не нужно ударятся в крайности, не стоит выкидывать 1500 гривен на штатив, если вы будете пользоваться им пару раз в год. Штатив лучше выбирать имея с собой свою камеру, так вы точно сможете подобрать штатив точно под себя. Существует разновидность штатива – монопод. Это тот же штатив, только вместо трех ног, одна. Более легкий, но в то же время и менее устойчивый вариант. Как правило моноподы применяются при съемке с длиннофокусной оптикой, ведь как известно сотрясание камеры на кадре пропорциональны кратности объектива.
    К сожалению не всегда можно взять с собой штатив, а в некоторых ситуациях им просто невозможно воспользоваться. В таких случаях, особенно если вы снимаете на «терпимых» выдержках, стоит обратить внимание на то, как вы стоите во время съемки, и как держите камеру. Почему-то мало людей читают инструкции, в том числе к фотоаппаратам, а ведь почти все производители детально описывают положение тела фотографа во время съемки. На самом деле все довольно просто: во время съемки одна нога должна быть немного впереди и слегка повернута, туловище следует также слегка развернуть по направлению объекта съемки. Это придает устойчивость стойки. Камеру необходимо держать правой рукой, а левой придерживать объектив, локти должны быть слегка прижаты к туловищу. Что касается не зеркальных камер, старайтесь не фотографировать одной рукой.
    Надеюсь эти небольшие советы помогут вам спасти не одну сотню отличных кадров. Четких кадров, и приятных ощущений от съемки!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий